• Автор:

    Flesha
  • Добавлено:

    фев 13, 2016
  • Комментариев:

    0
  • Просмотров:

    603

Составляйте брифы – берегите свои нервы!

Составляйте брифы – берегите свои нервы!

Попробую начать с посвящения: данная статья предназначена для людей, не обладающих телепатическими способностями и всем фрилансерам (и людям вполне обычных профессий), которые хотят сберечь свои нервы и время в общении с заказчиками.

Да, речь пойдет о брифах и ТЗ, без которых сегодня никуда – можете поверить мне на слово. Что такое бриф? Бриф – это своеобразная инструкция, перечень рекомендаций, которые должен составить заказчик. Работник (фрилансер в нашем случае) может написать форму составления брифа – т.е. перечень вопросов и тем, которые интересуют конкретно его.

Разберем на небольшом примере. Допустим, вы – копирайтер, который находится в стадии обсуждения заказа. Заказчик общается, сыплет идеями (или наоборот, совсем не сыплет), хочет чего-то на ваш вкус, усмотрение, просит сделать «как лучше» или просто посмотреть на сайте конкурентов и сделать «как у них, но лучше».

Знакомая ситуация, не правда ли? И все в ней хорошо, пока не приходит время смотреть результаты работы. Очень часто работу с первого раза не принимают – приходится дорабатывать, всплывают новые подробности, новые требования… Текст, как оказывается, пестрит совершенно ненужной информацией, неправильно указано название компании, статья написана в легком непринужденном стиле, а читателями являются серьезные деловые люди.

Перечислять можно до бесконечности, и не всегда даже после десятой переделки и нескольких литров выпитого кофе можно прийти к компромиссному решению. А причина часто кроется в том, что клиент и исполнитель просто друг друга не поняли, или поняли, но неправильно, так как (я уже говорила выше) телепатическими способностями обладают единицы, да и они являются чем-то из мира фантастики. Выходом в такой ситуации (хотя и не панацеей) могло бы служить предварительное составление брифа.

Копирайтер, с одной стороны, предлагает заполнить форму, в которой будут учтены все необходимые для его нормальной работы моменты. Заказчик, со своей стороны, дает четкую и понятную информацию о сайте, его целевой аудитории, требованиях к статье, наличии ключевых слов и др.

И теперь небольшие рекомендации для написания брифа конкретно для копирайтеров, редакторов сайта, журналистов и переводчиков. Итак, в брифе желательно указывать:

- полное название организации и сайта;

- сфера занятий, направление деятельности;

- приоритетные позиции и разделы на сайте;

- преимущества сайта перед другими аналогичными ресурсами;

- целевая аудитория сайта, посещаемость, региональные предпочтения;

- в чем недостатки предыдущего материала сайта (если таковой имеется);

- форма изложения материала;

- объем материала и сроки его изготовления.

Это далеко не полный перечень нюансов, которые следует учесть при составлении брифа, они могут варьироваться в каждом конкретном случае. И если заказчика удивляет, почему он должен делать работу за вас (т.е. так много писать, ведь именно для этого он и нанимает исполнителя), советую 10 раз подумать – а нужен ли вам такой клиент вообще?

Как заставить заказчиков заполнить бриф (техническое задание). Да-да, именно заставить – заполнение всяких ненужных (по их мнению) форм и анкет является пустотой тратой времени – с таким мнением сталкивалась неоднократно (и не одна я, подозреваю).

Действительно – клиент дал пример (свой теперешний сайт или сайт конкурента), общался целых пол часа в «аське» с вами на тему будущего проекта (статьи, дизайна, программного кода) или просто попросил сделать на ваше усмотрение. Вы же, со своей стороны, должны понимать, что составление брифа не только плодотворно скажется на результатах работы, но и значительно сэкономит время на переделку (бывает, что с каждой новой переделкой заказчик вспоминает все новые и новые подробности того, каким он хотел бы видеть результат), а также ваши драгоценные нервы.

Ваша задача состоит в том, чтобы донести до клиента следующие аргументы:

- составление брифа (ТЗ) займет гораздо меньше времени, чем будет потрачено на доработку в случае спорных вопросов;

- владея полной информацией, вы сможете выполнить работу более качественно;

- четко поставленная информация исключит появление неточностей и информации, которая не соответствует действительности.

А теперь несколько практических советов тому, кто будет писать брифы и технические задания:

- постарайтесь четко ставить задачу без взаимоисключающих моментов (союз «или» желательно не употреблять вовсе);

- всегда подавайте достоверную информацию, а не желаемую (например, конкретную целевую аудиторию или регион сайта);

- формулируйте мысли так, словно человек, читающий бриф, никогда с вами до этого не разговаривал (даже если вы до этого час общались в аське);

- пишите, ЧТО вы хотите получить, а не КАК это сделать – вы обращайтесь к специалисту, который сам выберет методы достижения цели.

Думаю, каждый фрилансер рано или поздно столкнется с ситуацией, когда нужно будет четко обговорить условия работы – надеюсь, мои небольшие рекомендации ему в этом помогут.

Надеюсь, составлять брифы своим заказчикам у вас получится лучше, чем продажа б у грузовиков из первых рук. dle
Вернуться
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.